продукты решения проекты демо поддержка работа в компании карта сайта
о компании партнеры заказчики отзывы пресса контакты
Quest logo Oracle logo
Sun logo
Computer Associates logo
IBM logo HP logo



Интервью Д. Григорьева журналу «Индикатор»
"Индикатор" № 4-2002

Программные системы должны обеспечить снижение трудозатрат

Российская компания "СервоКомп" - одна из ведущих разработчиков систем комплексной автоматизации и специального программного обеспечения для телекоммуникационного и фондового рынков.
Основана в 1994 г. В основе своих разработок использует технологии компаний Oracle, Platinum Technology, Brokat и др., адаптируя их к условиям российского рынка. Наибольшей популярностью пользуется информационно-учетная система Signator/2000. В последнее время она начала завоевывать и финансовые рынки стран СНГ.
О функциональных возможностях системы Signator/2000 и перспективах деятельности компании "СервоКомп" рассказывает ее вице-президент Дмитрий Григорьев. Беседу ведет главный редактор журнала Владимир Чванов.

Дмитрий Геннадьевич, на мой взгляд, успех продвижения на рынке программных продуктов обеспечивает четкость концептуального подхода к двум вещам: к их разработке и к отношению с клиентом. Начнем с первого: каковы сегодняшние требования фондового рынка к обращающимся на нем программным продуктам и насколько Ваши разработки соответствуют этим требованиям?

Вообще говоря, требования к программным продуктам для фондового рынка не менялись с самого начала его появления в России. Основное требование можно сформулировать так: программные системы должны обеспечить снижение трудозатрат сотрудников инвестиционных компаний и банков при работе по учету сделок с ценными бумагами. Особенно актуальной такая постановка задачи стала при появлении возможности торговли ценными бумагами через Интернет. У компаний немедленно возросли и количество клиентов и объемы совершаемых сделок. Если учесть, что сейчас компании зарабатывают деньги и на смежном рынке предоставления депозитарных услуг, то становится понятно, что современные программные продукты должны обладать возможностью взаимодействовать между собой. Иными словами, должна осуществляться интеграция между системами торговли, бэк-офисного и депозитарного учета, бухгалтерскими программами или банковскими операционными днями.

Разработанные нашей компанией программные продукты для бэк-офисного и депозитарного учета "Signator/2000" обладают не только возможностью совместной работы, но и развитой системой внешних интерфейсов, на базе которой построены интерфейсы к биржевым площадкам и системам интернет торговли. Дополнительно, наши системы обладают интерфейсами к системам электронного документооборота. К ним относятся ЦЭД и система для обмена данными с ДКК. Наша бэк-офисная система имеет в своем составе модуль взаимодействия с бухгалтерскими системами и опер.днями банков. Перечисленные возможности позволяют полностью автоматизировать процесс учета сделок на рынке ценных бумаг.

Таким образом ваша система интегрирована практически по всем видам учета (бэк-офисный, депозитарный, бухгалтерский и т.д.). А по каким типам ценных бумаг может вестись этот учет и предусматривается ли (если это необходимо) возможность их расширения?

Учет ведется по акциям, государственным, муниципальным и корпоративным облигациям, еврооблигациям и векселям. Появление на рынке новых инструментов вызывает изменения нашей системы для их учета. Примером может служить недавно появившейся в нашей системе, модуль учета фьючерсов и опционов, разработанный при содействии одной из торговых площадок.

Приятно отметить, что вы идете в ногу со временем. Срочный рынок по многим причинам (в том числе, с точки зрения, минимизации рисков) сегодня одно из самых перспективных направлений развития фондового рынка. Выражаясь же техническим языком, вы взыскательно подходите к расширению функциональности своей системы. И сотрудничество с торговыми площадками в этом отношении, видимо самый эффективный путь. Именно здесь появляются новейшие технологии и новейшие разработки. Я имею ввиду технологию Интернет-трейдинга, запущенную ММВБ и самую популярную на рынке Интернет-трейдинговую систему Quik, разработанную СМВБ. Что дало вашей системе и рынку в целом сотрудничество с этой торговой площадкой?

Безусловно, технологии интернет-трейдинга существенно отразились и на наших новых разработках. Если раньше все данные о котировках и сделках с торговых площадок попадали в систему только по окончании торгов на соответствующей бирже, то интерфейс с системой Quik позволил получать данные с разных бирж в режиме on-line. Это, в свою очередь, дало нам возможность вплотную заняться разработкой программы для учета предоставления брокерами кредитов своим клиентам во время торговых сессий (маржинальной торговли).

Какие (быть может, технические) факторы склонили ваш выбор в пользу Quik?

Выбор системы Quik обусловлен рядом причин. Прежде всего эта система интернет-трейдинга установлена у нескольких наших клиентов, использующих систему Signator/2000. Немаловажным фактором явилось и обоюдное желание наших компаний к взаимному сотрудничеству. И, наконец, по количеству установок система Quik является самой популярной среди интернет-трейдинговых систем, что открывает возможность предлагать потенциальным клиентам комплексное решение, модули которого хорошо зарекомендовали на рынке.

Продолжая говорить о функциональных возможностях системы, мы начинаем переход ко второму аспекту, означенному в первом вопросе - к взаимоотношениям с клиентами. Популярность технологии Интернет-трейдинга обусловлена многими факторами: она создает предпосылки к приходу на рынок мелкого инвестора, открывает перспективу круглосуточной работе бирж и т.п. Но, пожалуй, самым привлекательным фактором являются снижения издержек клиентов. В то же время разработка дополнительных модулей, интерфейсов, видимо, удорожает стоимость учетных систем. Насколько готовы ваши клиенты к такому обороту вещей, а именно - к плате за автоматизацию и расширение функциональных возможностей?

Действительно, развитие системы позволило создать универсальную комплексную программу для автоматизации учета ценных бумаг. В то же время, каждая конкретная компания, как правило, не использует все возможности нашей системы. Соответственно, нам необходимо было решить три задачи. Первая задача, предоставить клиентам возможность купить только те модули программы, которые они реально могут использовать в их каждодневной работе. Вторая задача, организовать техническую поддержку системы с учетом особенностей установки у каждого клиента. И третья задача, обеспечить легкое расширение системы, в случае появления у клиентов новых требований к ее возможностям. Решение этих трех задач позволило нам с одной стороны добиться снижения цены для каждого конкретного заказчика, а с другой стороны сохранить высокий уровень технической поддержки.

Внедрение приобретаемого программного продукта - пожалуй, самый ответственный и беспокоящий клиента этап. И чем функционально сложнее (и, соответственно, дороже) система, тем больше оснований для беспокойства. Техническая поддержка или сопровождение, о которых Вы говорите, и призваны снять с Клиента его волнения в такой мере, чтобы приобретенную систему он станет считать вполне своей. Как это происходит на практике? Каковы объем, организация и этапы технического сопровождения? С какого момента клиент может приступить к самостоятельному обслуживанию системы? Какие льготы для него предусмотрены Договором купли-продажи в случае последующего решения о дальнейшем функциональном расширении?

Внедрение системы действительно очень ответственный этап, от которого зависит, как именно система будет эксплуатироваться в дальнейшем. Для каждого клиента прорабатывается собственный план внедрения системы, зависящий от многих параметров. Собственно говоря, мы имеем различные варианты внедрения системы от самого простого (установили и обучили) до доработок системы под технологию заказчика с последующим обучением и передачей в эксплуатацию.
Модульное построение системы позволяет просто расширить функциональность установленной у клиента конфигурации. Клиент получает модуль системы и совместно с нами внедряет его у себя в компании. Такие заказы выполняются нами в первую очередь.

Деятельность компаний на финансовом и фондовом рынке в известной мере регламентирована. Это выдвигает определенные требования и к программному обеспечению. Какими сертификатами подтверждается соответствие системы "Signator/2000" этим требованиям?

Наше программное обеспечение имеет ряд сертификатов регулирующих органов. И вопрос с сертификацией программного обеспечения периодически встает перед нашей компанией. Мы охотно участвуем в программах сертификации. Особенно следует отметить удачное сотрудничество по этому вопросу с ПАРТАД. Сертификация наших продуктов не только показывает их высокое качество, но и является хорошим маркетинговым ходом. В тоже время, требования к программному обеспечению для автоматизации фондового рынка постоянно меняются. Поэтому постоянно обновляется и само программное обеспечение. В настоящий момент всех участников рынка ожидает переход на новую отчетность, которая регламентируется Постановлениями ФКЦБ. И нас все чаще спрашивают не о наличии сертификата на программу, а о возможности выдавать эту отчетность в нашей системе.
Обеспечить своевременное реагирование на запросы наших клиентов позволяет принятая на фирме система контроля качества создания программных продуктов. Один из продуктов фирмы сертифицирован Министерством Связи на соответствие стандартам качества ИСО-9001-Р.

В текущем году на подъеме не только российский фондовый рынок, но и рынки ряда стран СНГ. Об этом говорит многие факты. Например, о намерении запустить срочный рынок заявили Белорусская валютно-фондовая биржа, а Бакинская валютно-фондовая биржа объявила о регистрации первой сделки на рынке МБК.
В этой связи не ожидается ли у вас новых клиентов из стран СНГ и как Вы оцениваете такие перспективы в целом?

Наша компания удачно работает в регионах России, и мы готовы работать с клиентами из стран СНГ. Уже сейчас мы подписали договор на автоматизацию учета ценных бумаг с крупнейшим банком Казахстана.
Мы надеемся, что развитие рынков ценных бумаг в странах СНГ приведет к росту спроса на учетные системы. Если спрос в какой-либо стране будет устойчивым, то мы готовы открыть в этой стране филиал, который будет заниматься доработкой программы под местные требования законодательства. Это позволит ускорить процесс внедрения системы у клиентов и снизить ее стоимость.

Спасибо за содержательную беседу. Желаю дальнейших успехов в продвижении разработок Вашей компании на рынке стран ближнего и дальнего зарубежья.

в начало раздела

 
на главную карта сайта контакты
    © Сервокомп-Софт 2006   тел. +7 (495) 789-8607, 912-8286   факс: +7 (495) 789-8608  e-mail:     Designed by: Natalia Kuznetsova