продукты решения проекты демо поддержка работа в компании карта сайта
о компании партнеры заказчики отзывы пресса контакты
Quest logo Oracle logo
Sun logo
Computer Associates logo
IBM logo HP logo



Газета "Алло Плюс"
10 января 2001 г.

ИНТЕРНЕТ-БИЛЛИНГ, или фрак для провайдера

Бизнесменом может быть только тот, кто умеет считать деньги, ? это аксиома современного мира. Утверждение, не требующее доказательств. Аргументы несогласных опровергает сама жизнь. Бизнесмен обычно солиден, но еще и ловок, подвижен или, как принято теперь говорить, мобилен. В нем все должно быть если не прекрасно, то по крайней мере соответствовать имиджу и поставленной цели. Костюм его скроен по меркам современного мира бизнеса ? строг, но удобен, свободен и элегантен. Нити, связующие и сшивающие этот костюм, ? денежные отношения. Покрой ? система учета средств. Некачественно скроенный и сшитый гнилыми нитками костюмчик затрещит по швам на крутых виражах повседневной рыночной гонки, в прорехи ручьем просыплется мелочь, а еще учтите, что по одежке встречают.

Все вышесказанное напрямую касается и провайдеров Интернета. Для достижения успеха в сфере обслуживания абонентов Сети в настоящий момент принципиальное значение, если не первостепенное, играет условие постоянного повышения качества обслуживания и наряду с этим мобильное оперирование доходами и расходами средств. Без четкого анализа процесса взаимоотношений с клиентами и своевременного принятия решений справиться с указанными задачами не удастся. Биллинг, как называют ныне на импортный лад систему учетов, расчетов и поддержки клиентов, решает очень многое.

Традиционный подход, когда маркетинговые и финансовые отделы компаний провайдеров заказывают отчеты в отделе автоматизации, после выполнения заказа готовят руководству отчет и лишь потом созревает решение, может неблагоприятно сказаться на положении самой компании в рыночном рейтинге, привести к неоправданным финансовым потерям за счет оттока пользователей услуг. Причины этого следует искать в том, что в современной системе услуг, предоставляемых Интернетом, данные учета взаимоотношений с клиентом могут потребоваться в самых разнообразных и неожиданных ракурсах. Невозможно заранее подготовить необходимый набор отчетов на все случаи жизни. Само создание отчетов требует времени ? порой это дни, а то и недели. Процесс еще более усложняется, когда для выявления общей картины требуются сведения из нескольких, часто разнородных баз данных. Какая уж тут мобильность! Ко времени поступления такого отчета в должном виде к руководству анализ может быть уже просто неактуален. Отражается это и на работе самих оперативных систем, замедляя ответ базы данных по авторизации абонентов. Если же учесть, что во взаимоотношениях с провайдером находятся не только клиенты, но еще и различные компании-партнеры, например, осуществляющие роуминг или interconnect-партнеры, сontent-партнеры, дилеры и, наконец, банки, то становится ясно, сколь неадекватной и неповоротливой оказывается в мире современного сетевого бизнес-процесса традиционная схема анализа и принятия решений провайдером.

Наряду с трудностями, общими для компаний, работающих в сфере традиционной и сотовой телефонии, Интернет-биллинг обладает еще целым рядом специфических особенностей. Во-первых, это учет множества разнородных данных ? минуты, байты, голосовой трафик (IP-телефония), видео и пр., для каждого вида которых ? свой набор услуг и свои протоколы. Это и сложная виртуальная инфраструктура Сети, и постоянно меняющаяся бизнес-модель, определяемая постоянно расширяющимся и обновляющимся спектром услуг, предоставляемых пользователям. Необходимо учитывать и параметры качества сервиса. Ко всему прочему, учет и авторизация клиентов почти всегда должны проводиться в реальном времени, лишь при этом условии провайдер сможет реализовать схемы работы по предоплате и вовремя расплатиться за каналы связи с партнерами.

Значительно облегчить жизнь провайдеров Интернета и привести компанию к желаемому успеху призваны автоматизированные системы расчетов, или биллинговые системы. Тарификация и выставление счетов за оказанные услуги являются лишь частью множества функций, которые такая система способна осуществлять.

Примером подобной системы может служить аналитический модуль системы Абсолют, основанный на OLAP (Online Analytical Processing) ? технологии корпорации Oracle, данные о котором были любезно предоставлены корреспонденту "Алло плюс" компанией "СервоКомп", занимающейся продвижением модуля на отечественном рынке. Работа модуля Абсолют базируется на выделенном сервере, который собирает данные из различных баз данных провайдера и оперативно предоставляет их в удобном, не требующем программирования виде аналитикам. Кроме сервера многомерных баз данных (Oracle Express Server/Personal Express), модуль Абсолют включает в себя объектно-ориентированную систему анализа базы данных (Oracle Express Analyzer) и объектно-ориентированную среду разработки полнофункциональных приложений (Oracle Express Objects).

Особенностью и преимуществом сервера модуля Абсолют является то, что данные хранятся в виде многомерных структур. Например, в виде трехмерного куба, одним из ребер которого являются абоненты, другим ? календарные даты, третьим ? код услуги, а на пересечении ? длительность по данной услуге и абоненту в конкретный день. Пользуясь таким "пространственным мышлением" сервера, аналитик легко предоставит руководству данные анализа деятельности компании-провайдера с любой стороны, в удобном ракурсе и очень быстро.

Благодаря оптиматизации сервера по скорости запросов (запросы проходят в сотни раз быстрее, чем в реляционной базе данных), скорость сбора данных значительно сокращается. Например, запрос на сумму начислений и платежей по месяцам за год проходит всего за несколько десятков секунд. Аналитик получит данные в виде, пригодном для дальнейшей обработки, которая также не займет много времени, а возможности, предоставляемые сервером, весьма впечатляющи. Исключив абонентов заданной категории, аналитик может просмотреть картину платежей и начислений без них. Затем оставить данные по наиболее популярным тарифным планам, а для более сложных расчетов использовать встроенные статистические функции или подключение внешних статистических пакетов. И все это минуты, а не часы или дни.

Сервер может собирать данные из различных источников, что значительно облегчает анализ деятельности предприятия в целом. Модуль системы Абсолют в кратчайшие сроки позволит провести анализ баз данных биллинговой системы, бухгалтерии, маркетингового отдела. Причем неважно, в каком виде эти данные находятся изначально ? текстовые файлы, Excel, реляционные базы данных. Это неоценимое преимущество для провайдеров комплексных услуг: телефония, Интернет, IP-телефония.

Часть данных в удобной для пользования форме (набор стандартных экранов с текущими показателями, в виде таблиц и диаграмм) может поступать руководству предприятия, практически минуя аналитика.

Многофункциональность модуля Absolut позволяет применять его как провайдерами Интернета, так и операторами телефонной связи. Этому способствует общая для таких компаний структура данных на аналитическом сервере, учитывающая абонентов, тарифные планы, оказанные услуги, объем и стоимость оказанных услуг, платежи, техническое оборудование. В то же время модуль остается открытым, провайдер может самостоятельно добавлять новые структуры данных, использовать базы данных внешних систем и интерфейсы различной сложности.

Все это и обеспечивает необходимую в условиях современного бизнеса гибкость, мобильность и оперативность при четком учете средств. Эта технология уже на данный момент заслужила признание во всем мире, в том числе и в России. В числе клиентов "СервоКомп", пользующихся услугами системы Абсолют, 13 отечественных компаний и компаний из стран СНГ, среди них такие, как "АГ Телеком", "Центральный телеграф", "Комбеллга", "Коммуникации Интернет" (все ? Москва), "Кознет" (Алма-Ата), "Совам" (Киев), и другие.

Александр Преображенский

в начало раздела

 
на главную карта сайта контакты
    © Сервокомп-Софт 2006   тел. +7 (495) 789-8607, 912-8286   факс: +7 (495) 789-8608  e-mail:     Designed by: Natalia Kuznetsova