Газета "Алло Плюс"
10 января 2001 г.
ИНТЕРНЕТ-БИЛЛИНГ,
или фрак для провайдера
Бизнесменом может быть только тот, кто умеет считать деньги,
? это аксиома современного мира. Утверждение, не требующее
доказательств. Аргументы несогласных опровергает сама жизнь.
Бизнесмен обычно солиден, но еще и ловок, подвижен или, как
принято теперь говорить, мобилен. В нем все должно быть если
не прекрасно, то по крайней мере соответствовать имиджу и
поставленной цели. Костюм его скроен по меркам современного
мира бизнеса ? строг, но удобен, свободен и элегантен. Нити,
связующие и сшивающие этот костюм, ? денежные отношения. Покрой
? система учета средств. Некачественно скроенный и сшитый
гнилыми нитками костюмчик затрещит по швам на крутых виражах
повседневной рыночной гонки, в прорехи ручьем просыплется
мелочь, а еще учтите, что по одежке встречают.
Все вышесказанное напрямую касается и провайдеров Интернета.
Для достижения успеха в сфере обслуживания абонентов Сети
в настоящий момент принципиальное значение, если не первостепенное,
играет условие постоянного повышения качества обслуживания
и наряду с этим мобильное оперирование доходами и расходами
средств. Без четкого анализа процесса взаимоотношений с клиентами
и своевременного принятия решений справиться с указанными
задачами не удастся. Биллинг, как называют ныне на импортный
лад систему учетов, расчетов и поддержки клиентов, решает
очень многое.
Традиционный подход, когда маркетинговые и финансовые отделы
компаний провайдеров заказывают отчеты в отделе автоматизации,
после выполнения заказа готовят руководству отчет и лишь потом
созревает решение, может неблагоприятно сказаться на положении
самой компании в рыночном рейтинге, привести к неоправданным
финансовым потерям за счет оттока пользователей услуг. Причины
этого следует искать в том, что в современной системе услуг,
предоставляемых Интернетом, данные учета взаимоотношений с
клиентом могут потребоваться в самых разнообразных и неожиданных
ракурсах. Невозможно заранее подготовить необходимый набор
отчетов на все случаи жизни. Само создание отчетов требует
времени ? порой это дни, а то и недели. Процесс еще более
усложняется, когда для выявления общей картины требуются сведения
из нескольких, часто разнородных баз данных. Какая уж тут
мобильность! Ко времени поступления такого отчета в должном
виде к руководству анализ может быть уже просто неактуален.
Отражается это и на работе самих оперативных систем, замедляя
ответ базы данных по авторизации абонентов. Если же учесть,
что во взаимоотношениях с провайдером находятся не только
клиенты, но еще и различные компании-партнеры, например, осуществляющие
роуминг или interconnect-партнеры, сontent-партнеры, дилеры
и, наконец, банки, то становится ясно, сколь неадекватной
и неповоротливой оказывается в мире современного сетевого
бизнес-процесса традиционная схема анализа и принятия решений
провайдером.
Наряду с трудностями, общими для компаний, работающих в сфере
традиционной и сотовой телефонии, Интернет-биллинг обладает
еще целым рядом специфических особенностей. Во-первых, это
учет множества разнородных данных ? минуты, байты, голосовой
трафик (IP-телефония), видео и пр., для каждого вида которых
? свой набор услуг и свои протоколы. Это и сложная виртуальная
инфраструктура Сети, и постоянно меняющаяся бизнес-модель,
определяемая постоянно расширяющимся и обновляющимся спектром
услуг, предоставляемых пользователям. Необходимо учитывать
и параметры качества сервиса. Ко всему прочему, учет и авторизация
клиентов почти всегда должны проводиться в реальном времени,
лишь при этом условии провайдер сможет реализовать схемы работы
по предоплате и вовремя расплатиться за каналы связи с партнерами.
Значительно облегчить жизнь провайдеров Интернета и привести
компанию к желаемому успеху призваны автоматизированные системы
расчетов, или биллинговые системы. Тарификация и выставление
счетов за оказанные услуги являются лишь частью множества
функций, которые такая система способна осуществлять.
Примером подобной системы может служить аналитический модуль
системы Абсолют, основанный на OLAP (Online Analytical Processing)
? технологии корпорации Oracle, данные о котором были любезно
предоставлены корреспонденту "Алло плюс" компанией "СервоКомп",
занимающейся продвижением модуля на отечественном рынке. Работа
модуля Абсолют базируется на выделенном сервере, который собирает
данные из различных баз данных провайдера и оперативно предоставляет
их в удобном, не требующем программирования виде аналитикам.
Кроме сервера многомерных баз данных (Oracle Express Server/Personal
Express), модуль Абсолют включает в себя объектно-ориентированную
систему анализа базы данных (Oracle Express Analyzer) и объектно-ориентированную
среду разработки полнофункциональных приложений (Oracle Express
Objects).
Особенностью и преимуществом сервера модуля Абсолют является
то, что данные хранятся в виде многомерных структур. Например,
в виде трехмерного куба, одним из ребер которого являются
абоненты, другим ? календарные даты, третьим ? код услуги,
а на пересечении ? длительность по данной услуге и абоненту
в конкретный день. Пользуясь таким "пространственным мышлением"
сервера, аналитик легко предоставит руководству данные анализа
деятельности компании-провайдера с любой стороны, в удобном
ракурсе и очень быстро.
Благодаря оптиматизации сервера по скорости запросов (запросы
проходят в сотни раз быстрее, чем в реляционной базе данных),
скорость сбора данных значительно сокращается. Например, запрос
на сумму начислений и платежей по месяцам за год проходит
всего за несколько десятков секунд. Аналитик получит данные
в виде, пригодном для дальнейшей обработки, которая также
не займет много времени, а возможности, предоставляемые сервером,
весьма впечатляющи. Исключив абонентов заданной категории,
аналитик может просмотреть картину платежей и начислений без
них. Затем оставить данные по наиболее популярным тарифным
планам, а для более сложных расчетов использовать встроенные
статистические функции или подключение внешних статистических
пакетов. И все это минуты, а не часы или дни.
Сервер может собирать данные из различных источников, что
значительно облегчает анализ деятельности предприятия в целом.
Модуль системы Абсолют в кратчайшие сроки позволит провести
анализ баз данных биллинговой системы, бухгалтерии, маркетингового
отдела. Причем неважно, в каком виде эти данные находятся
изначально ? текстовые файлы, Excel, реляционные базы данных.
Это неоценимое преимущество для провайдеров комплексных услуг:
телефония, Интернет, IP-телефония.
Часть данных в удобной для пользования форме (набор стандартных
экранов с текущими показателями, в виде таблиц и диаграмм)
может поступать руководству предприятия, практически минуя
аналитика.
Многофункциональность модуля Absolut позволяет применять его
как провайдерами Интернета, так и операторами телефонной связи.
Этому способствует общая для таких компаний структура данных
на аналитическом сервере, учитывающая абонентов, тарифные
планы, оказанные услуги, объем и стоимость оказанных услуг,
платежи, техническое оборудование. В то же время модуль остается
открытым, провайдер может самостоятельно добавлять новые структуры
данных, использовать базы данных внешних систем и интерфейсы
различной сложности.
Все это и обеспечивает необходимую в условиях современного
бизнеса гибкость, мобильность и оперативность при четком учете
средств. Эта технология уже на данный момент заслужила признание
во всем мире, в том числе и в России. В числе клиентов "СервоКомп",
пользующихся услугами системы Абсолют, 13 отечественных компаний
и компаний из стран СНГ, среди них такие, как "АГ Телеком",
"Центральный телеграф", "Комбеллга", "Коммуникации Интернет"
(все ? Москва), "Кознет" (Алма-Ата), "Совам" (Киев), и другие.
Александр Преображенский
|