продукты решения проекты демо поддержка работа в компании карта сайта
о компании партнеры заказчики отзывы пресса контакты
Quest logo Oracle logo
Sun logo
Computer Associates logo
IBM logo HP logo


Ирина Ченцова компания "СервоКомп"

Биллинг для ISP

Какие услуги предоставляет ISP и что он хочет учитывать, чтобы получить свою выгоду? Все зависит от спектра услуг, но практика показывает, что и большой, и маленький провайдер хотят считать почти одно и то же. Причем, сейчас наблюдается тенденция прихода в нишу ISP провайдеров других областей - из проводной и мобильной телефонии, из сетей телевидения.

В чем специфика Интернет-биллинга? Очень выразительно сравнение с традиционным телефонным биллингом, приведенное в докладе Ori Cohen (CEO, NARUS,Inc) на конференции Next Generation Billing Systems (9 Desember, 1999, http://www.iir.co.uk).

Legacy Telecom Rules Don't Apply in the IP World

Telecom/Circuit-switched
Internet/IP
Single Application: Voice Many Applications (10's-100's) Voice,Data, Video, ect.
Static Set of Required Usage Detais - CDR Dynamic Set of Required Usage Details
· Different for each application
· Rapid changes as markets evolve
Lag-time Requirements Real-time Requirements
Well-Defined Business Modells Changing Business Models

Действительно, есть разница. Самое главное - постоянно меняющаяся бизнес-модель. Затем, очень большой спектр учитываемых величин - время, объем, типы протоколов, наконец, неизбежность организации службы поддержки пользователей. Технические и программные средства требуют внимания и квалификации персонала, и нагрузка на персонал значительно выше, чем в традиционной связи.

Что же нужно считать провайдеру? Для разных типов пользователей можно учитывать разные вещи.

Для dial_up_Access

  • учет в реальном времени для обеспечения работы на предоплате.
  • постоянная месячная плата,
  • учет времени соединения с учетом времени суток, дня недели, типа порта, точки входа,
  • подсчет количества бит
  • объема принятой и переданной информации, возможна сложная логика учета с применением порогов и ограничений.
  • учет зависимости доступа и тарифов от вызываемого или вызывающего телефона.
  • учет скорости, на которой произходило соединение
  • учет локального (VPDN), глобального IP-роуминга.

Для выделенных соединений

  • Постоянные ежемесячные платы, в зависимости от скорости порта.
  • Time_based_IP - учет стоимости трафика (NetFlow) в зависимости от времени суток
  • Usage_sensitive_IP - сложные алгоритмы учета в зависимости от полосы пропускания, объемов трафика (возможны интервалы с различными тарифами, тарифы за превышение). Единицы измерения могут быть разными ( байты, проценты, абстрактные единицы-units).
  • Application_based_IP - когда тарифы зависят от исходящего или конечного IP, от типа TCP-порта.
  • QoS_Based_IP - учет, который базируется на таких характеристиках пакетов, как ToS и приоритет.

Для VoIP(Voice over IP)

  • Time_based_voice_over_IP - длительность соединений с учетом времени суток и возможность более сложной логики в зависимости от объемов и правил округления.
  • Distination_distance_based_ - в зависимости от вызываемого и вызывающего номера телефона.
  • QoS_based_voice_over_IP - учет параметров, связвнных с выбранным QoS, шифрацией.

ISP стремится оказать, как традиционные услуги, такие, как поддержка DNS, регистрация доменов, предоставление почтовых ящиков, домашних веб-страниц, веб-хостинг, которые просто считать, как абонентские платы, так и новые услуги, например проплаченные вперед на некий срок услуги (ночной доступ, аренда программного обеспечения, доступ к игровым серверам).

Массовые сервисы требуют организации управления услугами через веб-сервер. Причем, чтобы не наращивать штат, ISP должен развивать интерактивный интерфейс для клиентов, чтобы они сами управляли услугами. Здесь очень важно отсутствие языкового барьера - интерфейс должен быть расчитан на любую аудиторию, иначе - это не массовый сервис. С этой же целью используются схемы работы с клиентами без заключения бумажных договоров ( договор-оферта), применяются интеративные схемы для платежей ( платежная карта, кредитная карта) и интеграция с процессинговыми центрами электронных платежей ("ЭЛИТ", "ASSIST"). Крупные провайдеры применяют интеграцию с интеллектуальными платформами для поддержки пользователей (Call_Center) при очень большой аудитории клиентов.
Собственно, это и составляет современный подход к системе поддержки пользователя. И современная биллинговая система имеет эти возможности.

Современный ISP часто работает с дилерами, которые могут использовать центральную базу данных как для регистрации новых клиентов, так и для контроля их работы. Взаиморасчеты с дилером происходят через общую базу данных. Причем схемы работы с дилером могут быть различны. Провайдер может предоставить дилеру полную самостоятельность управления клиентами, вплоть до приема от них денег, оставляя за собой контроль за результатами финансовой деятельности. Технические средства сети могут использоваться дилером и главным провайдером совместно. В этом случае тарифные схемы могут учитывать использование конкретных серверов доступа или телефонных номеров

Рынок IP-сервисов растет, причина в очень быстром росте возможностей в области высоких технологий в телекоммуникациях, вообще, и в конвергенции протоколов и сервисов, в частности.

ISP, который хочет удержаться на этом динамичном рынке, должен уметь считать, управлять услугами. Однако, для IP- сервисов характерно, что любая услуга для конечного пользователя тащит за собой целый шлейф технических параметров. И невозможно заниматься учетом в отрыве от управления реализацией функциональных возможностей. Поэтому, неотъемлемой частью систем управления Интернет-сервисами кроме учета (биллинга) становится управление доступом и информациная система, содержащая массу технических параметров. Важно оперативно отключить сервис. Или оперативно создать элемент, содержащий информацию необходимую для предоставления или управления функциональными возможностями (почтой, доступом к сетевым ресурсам, пропускной способностью канала..).

Сейчас уже заметна тенденция использования Directory Servers для хранения информации для авторизации ( пользователей, устройств, правил обслуживания, параметров соединения для разных QoS). Однако, разработка информационной модели для Directory Server должна быть логически связана с полнофункциональной БД. Причем, связь будет двухсторонняя. Следовательно, не обойтись без клиентских программ работы с LDAP-сервером и возврата парметров в базу данных. Произойдет и уточнение информационной модели. Drectory Server - это не база данных, зато он идеален для очень быстрого доступа к огромным массивам просто организованных и распределенных по облаку Интернет данных.

Что ждет нас в ближайшем будущем, как выглядит Next Genegation Billing?

  • Мы начнем считать дифференцированный IP-трафик ( с учетом QoS, tcp-портов)
  • Появится Content-Based-Service ( музыка, книги, кино)
  • С появлением новой техники (Service Selection Gateways) появится User-Selectable-Service. Пользователь начнет управлять качеством своего обслуживания. Это может быть режим прозрачного доступа, либо доступ к сервису, выбранному технически с помощью access-lists. (Здесь под сервисом следует понимать определение DEN инициативы (Directory Enabled Network, идея которой состоит в связи профилей пользователей, приложений и сетевых услуг)
  • Mobile Technologies - вывод информации на мобильные терминалы, мобильная E-коммерция.
  • Управление встроенной техникой. Это будет очень дешевая и очень массовая услуга.
  • Chaotic-calling-card - это техника предоставления сервиса, пришедшая из мобильной телефонии, когда сервис предоставляют клиенту, вошедшему из любой другой сети. Такой сервис связан с коммерческими рисками, поэтому его учет и контроль должны быть в реальном времения

Готовы ли мы к такому будущему? Да, конечно. Мы уже сегодня умеем считать в реальном времения. Надо сказать, российский рынок ISP изначально был более изощренным в бизнес-моделях, чем западный. Здесь давно уже начали применять схему работы на предоплате, предоставление информации о лицевом счете в реальном веремени. Опыт работы таких провайдеров, как "МТУ-Информ" показывает, что сделать Интернет-сервис массовым и доходным помогает современная биллинговая система. Среди операторов мобильной связи аналогичный пример - "Московская сотовая связь". При выборе системы есть полезное правило : современная биллинговая система должна уметь развиваться так же быстро, нак и сам Интернет. Тогда успех обеспечен.

в начало раздела

 
на главную карта сайта контакты
    © Сервокомп-Софт 2006   тел. +7 (495) 789-8607, 912-8286   факс: +7 (495) 789-8608  e-mail:     Designed by: Natalia Kuznetsova