Дмитрий Григорьев компания "СервоКомп"
Интервью
для журнала "Вестник НАУФОР"
Успешная
работа любой инвестиционной компании, банка, депозитария сегодня
немыслима без использования компьютерных систем и реализуемых
ими программ. Массивы данных, темп их обработки, глубина анализа,
достоверность основанного на нем прогноза... Требования участников
финансового рынка к возможностям компьютерных программ, как
и эффективность их использования неуклонно растут.
Большинство финансовых компьютерных программ приходит к нам
с Запада. Заимствованная основа (оболочка) адаптируется разработчиком
к российским условиям (законодательство, стандарты, сертификация)
и предъявляется рынку. В случае удачи компьютерная программа
пользуется спросом, а разработчика ждет успех.
Мы представляем читателю одного из адаптаторов западных программ
- компанию "СервоКомп" и ее программную новинку
- интегрированную финансовую информационную систему "Signator/2000".
Российская компания "СервоКомп" на рынке с 1994
г. Основная деятельность - продвижение на финансовом рынке
новейших информационных технологий. Тесно сотрудничает с зарубежными
партнерами IBM, Oracle, BROKAT Infosystems AG и др.
В
перечне разработок компании - интегрированная автоматизированная
система расчетов "Абсолют 2000". Кроме собственных
разработок, компания "СервоКомп" поcтавляет на Российский
рынок различные программные продукты мировых производителей,
как, например, семейство продуктов "Brokat Twister",
"X-PRESSO", продукты корпорации "Oracle"
и др.
Кроме разработок компания предоставляет клиентам комплекс
услуг по внедрению, технической поддержке и дальнейшей модификации
разработок.
Помимо ведущих российских банков, среди клиентов компании
ряд министерств, промышленных предприятий и компаний отрасли
связи.
На
вопросы главного редактора журнала В. Чванова о возможностях
и достоинствах разработок, перспективах развития компании
отвечает руководитель проекта компании "СервоКомп"
Дмитрий Григорьев.
1.
Дмитрий Геннадьевич, в бизнесе, особенно информационном, стать
первым (например, представить рынку новый продукт) часто означает
и стать лидером (т. е. завоевать рынок). Как Вы оцениваете
такие перспективы для Вашей новинки: системы Signator/2000?
С
1994 г., система Signator/2000 постоянно дорабатывалась в
соответствии с требованиями современного рынка. Модульный
подход к созданию системы позволил быстро включать в нее новые
функции, необходимые нашим клиентам.
Изменения в современном законодательстве позволяют финансовым
организациям предоставлять новые услуги, и соответственно,
получать доход от их продажи. За счет применения модульного
решения, система Signator/2000 позволяет своему пользователю
учитывать текущие изменения в современном законодательстве
и извлекать максимальную прибыль из новых видов деятельности.
Именно гибкость и широкие возможности по настройке системы
Signator/2000 сделали ее одним из лучших продуктов для автоматизации
бэк-офисов, депозитариев и регистраторов.
2. В качестве основы продукта Вами взята СУБД "Oracle".
Чем обусловлен такой выбор?
Мы
руководствовались не только тем, что СУБД "ORACLE"
сейчас самая мощная и, как следствие, самая популярная в мире.
При создании сложных программных систем необходимо иметь инструмент,
который позволит разработчикам четко отразить все данные,
получаемые на различных стадиях "жизни" проекта.
Продукт ORACLE "Designer/2000", по нашему мнению,
является лучшим инструментом для быстрого и качественного
создания программных систем. Он позволяет вести проект от
стадии анализа бизнес-процессов до создания прототипа уже
готовой системы, содержащий не только ее базовую часть, но
и интерфейс с пользователем. Для создания экранных форм и
отчетов Продукты ORACLE позволяют быстро доработать прототип
системы и получить готовый пользовательский интерфейс. Таким
образом, прдукты корпорации ORACLE предоставили нам гибкий
и удобный инструмент для разработки нашей системы.
3.
Известно, что у каждой новой разработки есть именно ее потребитель,
тот, который сможет максимально реализовать предоставляемые
продуктом возможности. Препятствиями к этому для одних являются
более узкие и менее объемные задачи, для других - стоимость
продукта и т.п. На какую категорию клиента рассчитана Ваша
разработка? Кто сможет максимально реализовать предоставляемые
ею возможности?
Система
Signator/2000 обладает рядом ценных свойств, которые позволяют
ею пользоваться, как крупным организациям, так и небольшим
компаниям. К ним можно отнести многовалютность, возможность
отслеживать работу сразу нескольких компаний или филиалов,
разделять уровни доступа к информации, хранимой в системе,
совместная работа разных модулей программы и т.д. Небольшие
и средние компании могут не использовать часть имеющихся в
системе функции. В то же время, у них не возникнет проблем
с поиском новой программы, если их бизнес резко пойдет в гору.
В этом случае достаточно поставить более мощный сервер и продолжать
работу.
4.
Иными словами, нельзя экономить на перспективе?
Именно
так. Развитие инвестиционного бизнеса невозможно без применения
новых информационных технологий. Фирмы, использующие высокотехнологичные
решения, могут быстрее применить у себя новые технологии и
предложить новые виды услуг на рынке.
5.
На российском рынке немало сертифицированных систем ведения
реестров, например, "Регистратура ТА" (AmberSoft),
ДепоМир (депозитарий Ринако), DepoNet (АО "Рикко"),
DepoNT (Диасофт) и др. В чем принципиальное отличие Вашей
разработки?
Использование
технологий ORACLE позволило создать программу ведения реестров,
которая легко справляется с большими объемами информации.
Очень важно, что наша система позволяет вести на одной базе
данных несколько реестров акционеров. Это существенно удешевляет
стоимость обслуживания каждого депонента.
6.
Как сегодняшняя ситуация со стандартизацией в России помогает
(или мешает) Вам. А Вашему клиенту?
В
1999г. производственные подразделения компания "Сервокомп",
занимающиеся разработкой тиражируемого программного обеспечения,
прошли проверку системы качества, выполненную Испытательным
Центром Документальной Электросвязи (ИЦ ДЭС), входящим в систему
сертификации "Электросвязь". По результатам проверки
Испытательный Центр дал заключение (N 2-11/98/ИЦ ДЭС от 04.11.99)
о соответствии системы качества компании "Сервокомп"
требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-96, что является достаточным
условием для применения разработанного "Сервокомп"
программного обеспечения в системах предприятий с непрерывным
циклом работы.
В настоящее время все производственные подразделения компания
"Сервокомп" работают в соответствии с разработанной
и утвержденной процедурой контроля качества выпускаемой продукции,
сертифицированной ИЦ ДЭС по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-96.
Периодический надзор и контроль за соблюдением требований
ГОСТ Р ИСО 9001-96 компанией "Сервокомп" осуществляет
Испытательная Лаборатория ИЦ ДЭС по действующему в настоящее
время Договору.
Все вновь разработанные подсистемы передаются в группу тестирования,
которая тестирует программное обеспечение по утвержденному
плану тестирования с использованием средств автоматического
тестирования, отладки и формирования патчей компании Оракл
(система автоматизации разработки программ Oracle Designer).
Все проекты разрабатываемых систем специфицируются и ведутся
в системе Oracle Designer.
Внедрение всех тиражируемых программных продуктов у заказчиков
производится группами внедрения, которые состоят из опытных
прикладных аналитиков и специалистов по внедрению. Для организации
процесса внедрения формируется рабочая группа, куда обычно
входят также специалисты заказчика. Рабочая группа формирует
план внедрения с использованием системы планирования Microsoft
Project. Если требуется по условиям контракта с заказчиком,
то проводится его предварительное обследование. Если настроить
систему под технологию работы заказчика удается не в полной
мере, существует технология доработок, по которой проводятся
доработки системы под конкретные индивидуальные требования
заказчиков. При этом такие доработки могут как включаться
так и не включаться в основную версию систем. По результатам
проведенной настройки и доработок (если они заказаны), проводится
тестирование системы - приемо-сдаточные испытания. Также может
быть оказана помощь заказчикам на этапе загрузки данных из
старых систем.
Мы считаем, что стандартизация работы софтверной компании
жизненно необходима и нам и нашим клиентам. Работа по стандартам
и ГОСТам дисциплинирует наших разработчиков, повышает уровень
их ответственности за качество конечного программного продукта.
Особенно это относится к представительствам иностранных компаний,
работающим в России, которые также являются нашими клиентами.
Клиенты такого класса просто не примут решение о приобретении
нестандартизованного, несертифицированного и не прошедшего
аудит программного обеспечения. Департаменты контроля рисков
просто не подпишут контракта с нами.
Наши Российские предприятия также сейчас уделяют проблеме
стандартизации и сертификации пристальное внимание. И во многих
случаях это просто обязательное условие их работы, требуемое
государственными контролирующими органами. Так например наша
система АСР Абсолют принципиально не может применяться нашими
клиентами из числа телекоммуникационных операторов без сертификата
соответствия, так как наличие такого сертификата у них контролирует
Госсвязьнадзор. Без нашего сертификата они просто не сумеют
продлить свою лицензию.
7.
Можно ли утверждать, что Ваша разработка - это определенный
шаг к безбумажному документообороту? Допустим, что это событие
для банков и инвестиционных компаний уже наступило. Чьи программные
разработки будут пользоваться наибольшим спросом?
Очень
важный шаг к приближению момента, когда системы безбумажного
документооборота начнут широко использоваться банками и инвестиционными
компаниями при работе между собой и своими клиентами, уже
сделан. Подготовлен закон об использовании электронной подписи.
Принятие этого закона позволит компаниям существенно расширить
перечень услуг, которые они предоставляют. Без применения
новых информационных технологий будет невозможно быстро включиться
в работу на новых рынках услуг. При этом наибольшим спросом
будут пользоваться программы тех фирм, которые предлагают
высокотехнологичные решения, такие как ORACLE, BROKAT и др.
8.
Многофункциональность системы ведения реестров Signator 2000
во многом обусловлена модульным принципом ее построения. Опыт
августовского кризиса прошлого года свидетельствует, что качественный
анализ и своевременный прогноз в благоприятной ситуации могут
дать дополнительную прибыль, а в форс-мажорной - спасти от
банкротства. Как Вы оцениваете сегодняшнюю востребованность
аналитического модуля?
Модуль
анализа информации системы Signator/2000 построен с использованием
еще одного продукта корпорации ORACLE - "ORACLE Express".
Этот продукт предназначен для аналитиков, управленцев и руководителей.
Он дает возможность просмотра и анализа большого объема взаимосвязанных
данных при помощи их быстрого отображения с разной степенью
детализации как в табличной так и в графической форме. Причем
сами данные и степень их детализации выбираются в интерактивном
режиме. Это дает возможность, получить необходимую информацию
не обращаясь к программистам. Таким образом, ORACLE Express
реализует технологию оперативного анализа данных (OLAP - On-Line
Analytical Processing).
ORACLE Express включает в себя многомерную базу данных, обеспечивающую
быстрый доступ к ним. Интерфейсные средства этого продукта
позволяют закачивать данные из разных источников (с бирж,
из бухгалтерских и бэк-офисных программ и т.д.), проводит
их комплексный анализ. Опыт внедрения этого модуля у наших
заказчиков показал важность и актуальность оперативного анализа
информации.
9.
Распространяется ли универсальность Вашей системы и на виды
торгуемых ценных бумаг?
Конечно,
наша система позволяет работать с акциями, с облигациями,
векселями и производными бумагами.
10.
Большинство пользователей испытывают трудности как в установке,
так и в эксплуатации перспективных, но достаточно сложных
продуктов. Какова политика технической поддержки в отношении
Ваших клиентов?
Наша
компания предлагает своим клиентам техническую поддержку,
которая позволяет клиентам получить услуги любого уровня.
В зависимости от наличия в компаниях клиентов технического
персонала, способного поддерживать базы данных, мы предлагаем
техническую поддержку от консультаций по телефону и электронной
почте до выезда в офис заказчика, даже если он расположен
в нескольких тысячах километрах от Москвы.
|